10 самых громких споров из-за интеллектуальной собственности

10 самых громких споров из-за интеллектуальной собственности

Традиционно мировая общественность 26 апреля отмечает День защиты интеллектуальной собственности, и достаточно символично перед этим праздником назвать топ-10 самых нашумевших споров, которые касаются нарушения прав на интеллектуальную собственность.

Проверить товарный знак

Нарушение права в популярных сладостях

Это касается шоколада «Аленка», который известен многим и производится фабрикой «Красный Октябрь». Отметим, что компания выдвинула требование к белгородской фабрике «Славянка», которые запустили аналогичную по дизайну линию, и требовала возместить ущерб на 310 млн. рублей.

Дело в том, что «Славянка» вывела на рынок шоколад «Алинка», который по цветовой гамме оформления упаковки очень похож именно на «Аленку». Визуально можно было заметить, что на упаковке из-под платка девочки также выбивалась прядь волос.

Спор рассматривал Арбитражный суд РФ в двух инстанциях. Ситуация разрешилась тем, что белгородская фабрика сняла с производства свой шоколад и выплатила «Красному Октябрю» компенсацию в 15 млн. руб.

Авторский почерк фантаста Беляева

Спор возник между издательствами «Астрель» и «Терра», где второе требовало возместить ущерб в 7,5 млрд. рублей, поскольку права на выдачу книг автора принадлежат именно «Терре». Отметим, что иск рассматривался в трех инстанциях, и кассация отменила все ранние решения. Ситуация еще рассматривается в Высшем арбитражном суде, но учитывая стоимость контрафактных изданий, сумма иска может уменьшиться в 700 раз.

Брендовая символика клуба «Спартак»

В разбирательство вступило «Международное физкультурно-спортивное общество (МФСО) «Спартак» имени Н.П.Старостина» и непосредственно футбольный клуб, который применял словесную надпись на спортивной одежде, значках и вымпелах. Иск был решен в пользу истца и футбольный клуб вынужден был больше не использовать надпись в виде названия на своей атрибутике. Ситуация дальше развивалась достаточно странно, а именно:

  • Арбитражный суд всех 4 инстанций отклонил предыдущие решения;
  • Футбольному клубу «Спартак» разрешили использовать символику с надписями;
  • Был обнародован сублицензионный договор между общественной организацией и самим клубом, который действует до конца текущего года.

На сегодня продукция с символикой выпускается, а разбирательства продолжаются. Включили в процесс кроме ответчика и истца также Роспатент.

Скандал с элитным шампанским Cristal

В 2008 году Роспатент остановил защиту товарного знака Cristal по просьбе «Союзплодоимпорт», который имеет долевое участие иностранной фирмы Champagne Louis Roederer. Компания до 2010 года ввозила в Россию шампанское, рецептуру и авторство которого приписывают Николаю II. Под похожим названием выпускается водка, но название отличается в первой букве – вместе С производители используют К. Ситуация решалась более 3-х лет в судах разных инстанций и последнее решение было в пользу французов. На сегодня поставки элитного шампанского в Россию прекращены.

Скандал с водкой, бренд которой наносит ущерб имиджу государства

Это касается водки «Володя и три медведя», которая по названию и оформлению наталкивает покупателя на то, что используется образ Дмитрия Медведева, а также партии «Единая Россия», которая использует медведей для своей символики.

Законодательно ситуацию решали в судах разных инстанций, в том числе и в Высшем арбитражном, который пока оставил право компании ООО «Роялти» использовать бренд.

«Газета. ру» и ее товарные знаки

Ситуация сложился на фоне того, что электронное издание никак не могло получить права на серию торговых знаков – имен сайтов, а именно «газета.ru», «gazeta.ru» и «газета.ру». Роспатент отказал в регистрации и мотивировал решение тем, что товарные знаки между собой практически не различаются. Последнее решение судов 3-х инстанций отклонило требования, уточнив, что бренды принадлежат АНО «Редакции Ежедневной газеты».

Ситуация с коньяком «Московский» /Moskovskiy

Бренд был зарегистрирован французской компанией Sсi des Broix 12 лет назад, которая и занималась выпуском алкогольной продукции. На ряду с этим ФКП «Союзплодоимпорт» также выпускал аналогичный бренд, но использовал абсолютно другую этикетку. В суд обратилась и российская компания, которая также захотела лишится бренда, мотивируя это тем, что уже давно истек срок давности. В конечном итоге был отказ, и российская компания по-прежнему выпускает продукцию.

Контрафакт Ferrero Rocher и Raffaello

Ситуация сложилась на фоне того, что некоторые российские компании используют максимально приближенную по внешнему виду упаковку Raffaello для своей продукции. Компания «Ландрин» и столичная фабрика «Чакуба» производят конфеты круглой формы, обсыпанные кокосовой стружкой. Суды 4-х инстанций подтвердили исключительное право итальянской компании на использование этого бренда. 7 лет назад Ferrero Rocher также вела судебные разбирательства с фирмой «Победа», которые изготовляли очень похожие по внешнему виду конфеты – трюфелей с марципаном вкуса Мокка.

Решение проблемы с Sex and the City

После выхода сериала, товары и соответствующая атрибутика стали достаточно популярны. Например, 10 лет назад в России издавался одноименный журнал. Группа издателей «Парлан» хотела оформить авторское право на бренд, но получала отказ, поскольку он уже принадлежит Home Box Office Inc – авторской группе сериала. С 2011 года журнал сменил название на SnC.

Конфликт между ВГТРК и «Вконтакте»

Причиной ситуации послужил выход фильма «Остров». Дело в том, что 9 лет назад после выхода картины социальная сеть разместила этот фильм у себя в видеозаписях. Суды отклонили требования истца – автора Павла Лунгина, признав, что фильм размещен не самой компанией, а ее пользователями, что в дальнейшем служило судебными прецедентами касательно споров об авторском контенте на файлообменниках. Кстати, иск касательно контента этих систем до сих пор находится на стадии разбирательств.