Что такое товарный знак

Что такое товарный знак

Товарный знак, лейбл, бренд, торговая марка – эти понятия помогают потребителю отличать изделия одного изготовителя от продуктов конкурентов. Они способствуют узнаваемости товаров среди других подобных наименований. Что такое товарный знак? Указанное понятие определяется как словесное/звуковое/изобразительное обозначение, используемое для придания производимому товару определённого уровня индивидуальности. Это наиболее ценный актив, имеющийся у торговца.

Зарегистрировать товарный знак

Особенности терминологии

Итак, что такое торговый знак и что он из себя представляет? Данное понятие служит маркетинговым инструментом индивидуализации компании-производителя. Чёткое, простое и легко запоминающееся обозначение вызывает у потребителя ассоциации, связанные с определённой фирмой, а также предлагаемыми на рынке ею продуктами или оказываемым сервисом.

Что такое товарный знак? На этот вопрос можно ответить простыми и доступными словами. Это официально зарегистрированное сочетание букв, объёмных элементов, слов, цветов, символов, выделяющее определённый продукт на рынке среди других аналогов.

Что такое торговая марка? Данное понятие отождествляют с термином «товарный знак». И это логично, ведь оба обозначения служат элементом индивидуализации определённого товара. Но торговая марка, в отличие от товарного знака, является менее защищённой со стороны закона. Она не является интеллектуальной собственностью, которая зарегистрирована в установленном порядке. Однако её владелец может в любой момент исправить это положение. В результате регистрации объекта интеллектуальной собственности торговая марка становится защищённым нормами законодательства товарным знаком.

Разновидности и их характеристики

Согласно ст.1510 ГК РФ, в России выделяют коллективный и индивидуальный товарный знак. Последний предполагает наличие исключительных прав на него у одного ФЛ или ЮЛ. Коллективный знак принадлежит определённому количеству лиц, входящих в кооператив, ассоциацию или группу, заключивших между собой договорное соглашение. Право на его использование не может быть передано другим лицам.

Прежде чем выделить, для чего используется товарный знак, следует определить его основные виды:

  • трёхмерный. Данная категория товарного знака сочетает основные характеристики продукта (оттенок, материал, форму);
  • словесный. Указанный лейбл представляет собой шрифтовую комбинацию, определяющую его название;
  • графический. Он представляет собой совокупность изобразительных объектов. Причём регистрация натуральной картинки (реального вида товара) законодательством запрещается;
  • звуковой. Указанный товарный знак – это уникальные звуки (их комбинация), применяемые только к продуктам определённого производителя;
  • комбинированный. Данный вид (его часто определяют как логотип) подразумевает совмещение графической и текстовой составляющей.

В России правовая охрана лейблу гарантируется только после его официальной регистрации в соответствующем реестре. Кроме того, законодательство определяет, что является товарным знаком, а что им служить не может. К примеру, в качестве лейбла запрещено использовать графику, буквы и их комбинации, если последние могут обманывать потребителя.

Актуальность регистрации

Товарный знак обеспечивает его владельцу целый ряд неоспоримых преимуществ:

  • идентифицирует продукцию среди других товаров на рынке;
  • повышает имидж компании-производителя;
  • предоставляет возможность продажи франшизы или лицензий;
  • привлекает инвестиции;
  • позволяет компании получить дополнительную прибыль в случае его продажи.

После прохождения процедуры регистрации ФЛ/ЮЛ выдаётся специальное охранное свидетельство, подтверждающее, что указанное лицо является единственным его законным правообладателем.