Как правильно подойти к разработке товарного знака с точки зрения последующей регистрации

Как правильно подойти к разработке товарного знака с точки зрения последующей регистрации

Нередко компании тратят немалые средства на разработку собственной уникальной торговой марки, поручая это непростое дело дизайнерам и маркетологам. Однако на стадии разработки и создания бренда не многие помнят о том, что крайне важно обеспечить ему надёжную правовую защиту. Такая возможность предоставляется лишь в случае официальной регистрации товарного знака. Только она является подтверждением вашего исключительного права на данное изображение или надпись. Являясь владельцем такого знака, вы сможете по максимуму использовать весь механизм защиты интересов правообладателя, предусмотренный действующим законодательством РФ. Помимо того, никто больше не может распоряжаться товарным знаком без вашего согласия.

Однако, не любое обозначение может считаться таковым. Чтобы регистрация прошла успешно, оно должно соответствовать специальным условиям (неким критериям охраноспособности), что, к сожалению, не всегда учитывается при создании будущего товарного знака. В итоге заказчик получает яркое, запоминающееся и привлекающее к себе внимание обозначение, которое не подходит по требованиям, предъявляемым к логотипам. Следовательно, зарегистрировать его в Роспатенте не удастся.

Зарегистрировать товарный знак

Чем это грозит?

Ваше обозначение, как и ваши права на него, остаются без защиты. При копировании бренда недобросовестными лицами вы не сможете отстоять свои интересы и привлечь виновных к ответственности. А поскольку вы не являетесь монополистом в отношении такого обозначения, любые заинтересованные лица могут попытаться произвести регистрацию этого товарного знака на своё имя. В этом случае вы сами можете перейти в разряд нарушителей и понести серьёзные финансовые потери. Кроме того, незарегистрированный бренд не удастся продать, передать по лицензионному договору или по договору коммерческой концессии (франчайзинга).

Основная цель товарного знака – выделить товары и услуги конкретного производителя из общего числа. С учётом этого, логотип, прежде всего, должен быть уникальным, отличаться от марок конкурентов. Однако некоторые обозначения такой способностью не обладают.

То, что не может быть зарегистрировано

Отметим самые безнадёжные варианты:

  • знаки, которые в настоящий момент значительное число людей употребляет в качестве названия товара того или иного вида;
  • обозначения, которые представляют собой символы и термины;
  • описывающие и характеризующие товары (сюда относятся и указания на качество товара, его вид, количество, время, место и способ изготовления);
  • логотипы, которые являются формой товара (например, пакет молока).

Как быть в ситуации, когда такие обозначения всё же присутствуют в будущем товарном знаке? Главное, чтобы они не занимали так называемого доминирующего положения, т. е., их объём должен быть несущественным (не более 30%), а потому не привлекал к себе основное внимание потребителя. Такие элементы товарного знака включаются в его состав с маленькой припиской в свидетельстве «Без предоставления правовой охраны».

Однако у этого сурового правила есть 2 исключения, когда таким «безликим» с точки зрения регистрации элементам правовая охрана всё же предоставляется.

Первое: если неохраняемые элементы в результате их длительного использования всё же приобрели различительную способность.

Второе: если будущий логотип состоит только из неохраняемых элементов, но вместе они образуют оригинальную композицию, способную выделить товар из общей массы.