Регулирование прав на аудиовизуальное воспроизведение

Регулирование прав на аудиовизуальное воспроизведение

После создания аудиовизуальных произведений автоматически появляются права лиц, причастных к нему. Во всей системе, связанной с охраной объектов интеллектуальной собственности, сложнее всего разобраться с защитой представленных выше возможностей. Эта сфера обладает массой нюансов, каждый из которых однозначно следует учитывать.

Основное понятие

Аудиовизуальное воспроизведение — это целая серия изображений, которые обязательно должны быть связаны между собой. При этом звуковое сопровождение не носит обязательный характер. Современные технические устройства обеспечивают зрительное и, если присутствует аудио, звуковое восприятие конкретной информации.

В качестве примера в данном случае необходимо отметить фильмы. Речь идёт о самом ярком способе добиться аудиовизуального воспроизведения. На любое такое произведение автоматически будет существовать непростое авторство, состоящее из двух уровней.

Авторами любого воспроизведения являются:

  • сценарист;
  • композитор;
  • режиссёр-постановщик.

Все представленные выше специалисты официально владеют авторским правом. Кроме того, им принадлежат ещё и личные претензии неимущественного характера, которые также связаны с общим произведением.

Есть авторство и другого уровня. Если говорить максимально просто, то каждый участник состоявшегося съёмочного процесса обладает собственным исключительным правом на результат своей работы. Речь даже о художниках-постановщиках, операторах-постановщиках и других. В результате у каждого кинофильма может быть довольно много официальных авторов, каждый из которых при необходимости может заявить о своих претензиях. В этом и заключается сложность представленной сферы деятельности.

Больше конкретики

В действующем гражданском законодательстве довольно чётко закреплены права композиторов на представленный вид воспроизведения. Если данный специалист является автором музыкального сопровождения к комплексу чередующихся изображений, то в результате демонстрации финальной работы он имеет шансы требовать материальное вознаграждение. Данная возможность композитора приобретает актуальность сразу же после того, как состоялось публичное исполнение результатов его труда.

Официально прописанные позиции композиторов на результат собственного труда создают странное впечатление. Может показаться, что по сравнению с другими авторами эти специалисты обладают большими правами. В российской судебной практике есть примеры разбирательств на подобной почве. Более того, вынесенные приговоры также подтверждают опасения других истцов. Композиторам гораздо проще получить вознаграждение за музыку к фильму, чем режиссёру-постановщику, который руководил всем съёмочным процессом.

Проверить товарный знак

Дополнительные владельцы прав

Авторы, оказывающие самое непосредственное воздействие на создание продукта интеллектуальной собственности, имеют виды на него. Но они в этом не едины. Существует также понятие «изготовитель». Речь идёт о лице, которое взяло на себя ответственность за решение организованных вопросов. В обществе изготовителей принято называть продюсерами. Под эту роль может подпадать физическое и юридическое лицо, которое отвечает за организацию съёмочного процесса. Он также финансирует его и делает всё возможное для последующей публичной демонстрации проекта.

Изготовитель — это владелец имущественного требования на проект в целом. Исключением являются ситуации, когда другой способ распределения функций и обязанностей прописан в договоре между авторами. Объект, подпадающий под сферу интеллектуальной деятельности, на основе лицензионного соглашения вполне может входить в состав более сложного объекта.

Если говорить о чётком распределении прав, то произведение в целом (фильм или телевизионный проект) является собственностью предприятия, которое организовало съёмки. Что касается режиссёров, сценаристов и других важных участников процесса создания произведения, то они могут претендовать исключительно на свою проделанную работу. То есть композитор владеет авторством на музыку, сценарист — на литературную основу и т. д.

Судебная практика

Часто между участниками одного и того же проекта возникают споры, которые перетекают в официальные судебные разбирательства. Важно распределение прав на отдельно взятых персонажей, которые воспринимаются в качестве части целого произведения. В такой ситуации истец должен доказать суду, что персонаж, являющийся предметом спора, уже считается объектом, подпадающим под сферу действия интеллектуальной собственности.

Суд должен определить, появился ли спорный персонаж в результате творческого труда отдельно взятого автора. Если это доказано не будет, то истец не получит авторские права.

У каждого произведения есть довольно много отдельно взятых частей, выраженных в форме текста, звука, картинки и других вариантах. Но использовать их по отдельности без получения соответствующего разрешения запрещено. Обычно представленный вопрос регулируется договором между авторами. Если доказано противозаконное использование конкретного персонажа, то это нарушение права на произведение, которым владеет «изготовитель».

Спорные ситуации

Обязательное единство произведения актуально далеко не для всех ситуаций. Очень спорной является сфера пародий на оригинальное произведение. Ярко выраженные признаки первоначального продукта всё же есть. Но претензия на авторство отсутствует. Действующее законодательство всё же не даёт право автору произведения запрещать его использовать для пародии, чем активно пользуются представители этого жанра. Они не должны своими действиями наносить вред репутации продукта, а также чести и достоинству его авторов.

Отдельно нужно отметить значительные возможности композиторов. Права разработчика музыкального сопровождения к произведению не должны нарушаться авторами пародии. Пародийный статус проекта или телевизионного продукта нелегко доказать. Это понятие очень туманно.

Музыкальное сопровождение может существовать отдельно от произведения. Аналогично распределяются и права авторов. Можно констатировать факт того, что аудиосопровождение существенно выделяется на фоне других авторских объектов.

Аудиовизуальное произведение — очень сложный объект интеллектуальной собственности. Он состоит из нескольких отдельно взятых авторских разработок. Целостный объект появляется в результате объединения всех этих частей. Речь не идёт о простом наборе составляющих. Каждая часть — это результат чьей-то интеллектуальной или творческой деятельности. Итоговый проект становится намного более интересным для аудитории.